Традиционная журналистика умирает. В качестве похоронки, к примеру, приходят сообщения о закрытии Школы журналистики в американском Университете Колорадо - одного из респектабельных учебных заведений этого профиля, которое много десятилетий готовило отъявленных писак. О безвременной кончине школы, конечно, тоже узнаем из текстов. Человечество вообще никогда так много не писало и не читало, как в последние несколько лет. Дело в том, что теперь медиа уже не являются привилегией профессионалов - они доступны любому. В сущности, сбылась мечта третьего президента США Томаса Джефферсона - у каждого в руках сегодня есть печатный станок. Профессионалы, понятное дело, в таких условиях существовать не привыкли и в конкурентной борьбе стремительно проигрывают. Все меньше людей смотрят телевизор, все меньше продается в мире газет, все больше кликов получают бесплатные сайты, в первую очередь социальные сети. Сетевым маркетологам тоже давно понятно, куда дует ветер. Создатели того же Твиттера, которые раньше, похоже, в принципе не понимали, в чем смысл существования их детища, недавно наконец определились в этом вопросе. Теперь они позиционируют щебечущий сайт как всемирную новостную сеть, где ньюсмейкером может выступить каждый. При условии, что он стал свидетелем чего-то по-настоящему важного. Твиттер - уже не для шуток. Лет пять назад весь этот медийный карнавал, свидетелями и участниками которого мы стали, воспринимался однозначно позитивно. Блоги считались более достоверными источниками информации, чем пресловутые «продажные СМИ». Мы по-детски радовались интеллектуальной жизни на площадке «живого журнала». Потом началась темная эпоха «джинсы и утконоса», на выходе из которой у юзера начала болеть голова. Оказалось, что верить никому нельзя даже в блогосфере, а еще что мы живем не в эпоху плюрализма мнений, как надеялись, но в эпоху белого информационного шума. Стало гадко и обидно. Блогеры оказались людьми безответственными. Они редко занимаются фактчекингом, пристрастны и малограмотны в самом тривиальном, чаще всего даже орфографическом смысле слова. Сказывается отсутствие за плечом у домашнего писателя опытного редактора и корректоров. В мире новых медиа победила скорость. Подсчитано, например, что твит живет четыре минуты, а потом о нем забывают. Такая спешка чаще всего оказывается несовместимой с естественным человеческим желанием подумать. В этот момент выясняется, что у умной и, по определению, более медленной профессиональной журналистики остается все же место под солнцем. Потому что одно дело на бегу читать анекдоты о природе экономического кризиса в Твиттере. И другое дело - потратить вечер на изучение подборки публикации на эту тему в какой-нибудь The Wall Street Journal, которая отвечает за свои строки профессиональной репутацией редакции и вековой историей издания. Но кто будет платить за «медленный» контент? Стоимость контента, созданная блогером, стремится к нулю, потому что он, за редким исключением, пишет ради «фана». А чем оплачивается бесценное время топового экономического аналитика, который в отчаянии валяется на диване в попытках написать идеальные двадцать тысяч знаков для журнального разворота? Доход печатных СМИ всегда складывался из розничных продаж, подписки и рекламы, причем третий источник чаще всего был самым важным. Теперь доходы падают - люди не покупают газеты, а читают их сайты. Реклама необычных сайтов
же в интернете из-за высокой конкуренции оказывается менее прибыльной, чем старая реклама на газетных полосах.