Контекстная — продолжает расти, медийная — пока застыла на месте, но держится лучше по сравнению с другими медиа. Однако то, что не смог сделать кризис, могут сделать социальные сети, которые выбрасывают на рынок по бросовым ценам некачественную интернет-реламу
вместо того, чтобы выходить на рынок с новым продуктом — директ-мейлом, BTL-акциями, системой оплаты по итогам продаж. РИФ+КИБ также прошли вроде бы под знаменами дружбы государства и интернета.
И если законопроект об интернете, который пытались протащить в Госдуме, получил однозначное осуждение, то обсуждаемая в кулуарах ситуация с уступкой «золотой акции» «Яндекса» Сбербанку получила смешанную реакцию. С одной стороны, это придало надежности и гарантии стабильности на внутреннем интернет-рынке, с другой — госвмешательство и контроль за крупными площадками приблизил Россию в глазах мировой общественности к Китаю с его великим «файерволом». А поскольку Россия не Китай, нам нужна срочная антивирусная вакцинация. Интернет и власть Статусу объединенной конференции РИФ+КИБ, и так достаточному в силу, по сути, монополизма, придало триумфальности видеообращение самого популярного блогера — президента России Дмитрия Медведева. Президент, как написали на сайте конференции, «сделал особый акцент на невозможности регулирования интернета, а также отметил позицию власти: быть в интернет-пространстве максимально представленной и открытой», что, впрочем, не совсем вязалось с законодательной инициативой Госдумы, где обсудили новую концепцию законопроекта о регулировании интернета. «Часкор» уже публиковал комментарии специалистов и интервью Михаила Якушева, председателя совета Координационного центра национального домена сети Интернет, который огорчился желанием властей «запретить и ограничить». Впрочем, на самой конференции о законе, вызвавшем возмущение участников интернет-рынка, особо не вспоминали - если не считать профильной секции, разумеется, на которой его разнесли в пух и прах представители бизнеса, профильных ведомств и интернет-компаний. Рекордности и пафосности мероприятию придали целых 6 тыс. участников, а ура-патриотизма — 15-летие Рунета. — РОЦИТу часто приписывают более тесные, чем хотелось бы, связи с госструктурами. — Это ошибочное мнение, которое появилось несколько лет назад. Читать дальшеОбъединиться под одной крышей два конкурирующих мероприятия, РИФ и КИБ, от двух конкурирующих организаций, РОЦИТа и ассоциации «Интернет и бизнес», заставил кризис. «Часкор» опубликовал интервью с исполнительным директором РОЦИТ Сергеем Плуготаренко, который порассуждал об объединенной конференции, а также об интервью с президентом ассоциации «Интернет и бизнес» Алексеем Беляевым, который поделился с нами: «…у нас были непростые переговоры с РОЦИТом … Слияние двух конференций произошло не потому, что не хватило денег на проведение КИБа или РИФа. Мы отчетливо понимали, что в неустойчивой экономической ситуации участники из регионов испытают большие финансовые затруднения при выборе, на какую конференцию поехать». Участник конференции основатель крупнейшего софтверного интернет-магазина Softkey Феликс Мучник сказал «Часкору»: «Надеюсь, отныне будет РИФ+КИБ». Чем жил Рунет: цифры и факты В ходе докладов озвучили целую гору в основном оптимистичных цифр. По итогам 2008 года в России более 30 млн активных пользователей, динамика роста — 10—15% и, по прогнозу, не более 10% в 2009 году. Недельный охват аудитории интернета составляет 33% по России в целом против 96% охвата телевидением. Впрочем, портал Mail.Ru практически в течение всего дня обгоняет по популярности Первый канал в Москве. В России выросло до одного часа в сутки среднее время пользования интернетом, а общее количество просматриваемых страниц растет в 2—2,5 раза ежегодно. При этом порядка половины из ежедневных примерно 2 млрд кликов Рунета обеспечивает социальная сеть vkontakte.ru. Рунет выручил от продажи рекламы в 2008 году около 750 млн долларов (оценочные объемы контекстной и медийной рекламы почти равны), за цифровой контент отдали 220 млн долларов, выручка по поисковой оптимизации — около 200 млн долларов, рынок разработки и поддержки веб-сайтов оценили в 160 млн долларов, рынок платных сервисов и e-recruitment — более 250 млн долларов. Сюда остается только добавить казуальные игры, которых продали через интернет в 2008 году на 28 млн долларов, и все прочие онлайновые игры — порядка 150 млн долларов в 2008 году. Количество поисковых запросов выросло на 20% (более 17,6 млрд запросов за 2008 год, или около 1300 поисковых ответов в секунду), количество почтовых ящиков в бесплатных почтовых службах приближается к 120 млн; блогов — к 8,5 млн (их количество за год удвоилось). Более 3 млрд фотографий размещено на российских фотохостингах и более 25 млн видеороликов на российских видеохостингах; более 36 тыс. новых сообщений СМИ публикуется каждый будний день. Широкополосный доступ в интернет теперь имеет 11,4 млн домохозяйств (21,5%) при росте этого сегмента рынка на целых 184% за 2008 год. Операторы заработали на мобильном интернете на 87% больше в 2008 году, а мобильный интернет-трафик вырос в 2,2 раза. Подробнее о докладе по мобильному интернету «Часкор» уже писал. В 2009 году, по прогнозам, интернет-трафик в сотовых сетях удвоится, а доходы от услуг мобильной передачи данных вырастут еще на 67%, до 42 млрд рублей. Руководитель IMHO VI поделился с аудиторией данными о максимальных скидках на рекламу, которых можно добиться у интернет-площадок: порталы могут скинуть до 67% с прайс-листа, life-style-сайты — до 60%, новостные площадки — до 45%, социальные сети и службы знакомств — до 33%. Читать дальше В секции «Цифры про Рунет», подробнее о которой «Часкор» также писал, озвучили ведущие по аудитории площадки. По подсчетам TNS Gallup, лидирует «Яндекс» (8,7 млн человек в день), за ним идут Mail.Ru (8,5 млн), «Вконтакте» (7,1 млн), «Одноклассники» и постоянно теряющий позиции «Рамблер». По оценкам Gallup, кризис не повлиял существенно на динамику веб-сайтов в рейтинге: 25% ресурсов удвоили посещаемость и только 9% потеряли аудиторию. Как социальные сети могут обрушить Рунет И если на общих итоговых цифрах 2008 года негатив кризиса никак отразиться не смог, то с текущими показателями не всё так радужно, как вещали на установочном докладе. В секции «Новое в рекламе в Рунете», подробнее которую «Часкор» уже описывал, докладчики излучали осторожный оптимизм с хмурыми лицами по поводу главного источника доходов Рунета. По данным руководителя главного продавца медийной рекламы в Рунете IMHO VI Арсена Ревазова, в первом квартале продажи рекламы просели на 10%. К неудовольствию конкурентов, мощно представленная Mail.Ru пиарилась на конференции по полной. Коммерческий директор портала Алексей Катков был заметно веселее Арсена Ревазова и предполагал рост рекламы по итогам года на 10%. Впрочем, то, что не смог сделать с интернет-проектами кризис, могут сделать социальные сети. Vkontakte.ru, обеспечивающая около половины всех показов страниц в Рунете, получает на порядок меньшие деньги. «Одноклассники», активно монетизирующие желания ухаживать за бывшими знакомыми, тоже не прочь подемпинговать на рынке баннеров. В репортаже о прошедшей прямо перед РИФом конференции рекламщиков Рунета eTarget-2009 «Часкор» уже писал, что рекламодателю сложно объяснить, зачем ему платить 20 у.е. за 1000 рекламных контактов на одном из порталов «большой тройки», если социальные сети смогут обеспечить 1000 контактов дешевле, чем за 1 у.е. Как отметил один из представителей социальных сетей, «рано или поздно «Яндекс» придется защищать». Показы страниц с потенциальной рекламой в Рунете продолжают расти темпами 2—2,5 раза в год. В денежном выражении рекламный рынок, особенно в этом году, поспевать не сможет. Теоретически хотя бы для того, чтобы оставаться по рекламным сборам на том же уровне, интернет-проекты должны прирастать аудиторией также со скоростью 2—2,5 раза в год. Резкий демпинг со стороны социальных сетей в принципе способен серьезно обрушить цены на рынке, размыть экономическую почву под ногами любых больших или маленьких проектов, живущих и предполагающих жить с продажи интернет-рекламы, — специализированных, развлекательных, новостных и аналитических. Деды интернета, разумеется, этого опасаются, критикуя эффективность рекламы в соцсетях, а Лев Глейзер, занимающийся продажами рекламы на «Яндексе» , высказывал на eTarget прогноз., что с вероятностью 70% в ближайшие два года «Одноклассники» полностью откажутся от продажи медийной рекламы на своем проекте в пользу платных сервисов и контекстной рекламы В любом случае игрокам выгоднее договариваться и сотрудничать, потому как неконтролируемый демпинг не просто обрушит цены на рекламу — социальные сети могут убить весь рынок с огромным количеством достойных жизни проектов. Пока же цены на интернет-рекламу устремились вниз: уже сейчас различные площадки дают до 60—70% скидки с прайс-листа. Как социальные сети могут спасти Рунет Социальные сети должны осознать свою эксклюзивность и свои возможности. Вместо того чтобы выступать на рекламном поле, убивая ценами, они могут действовать на поле директ-мейла — у соцсетей есть возможность обратиться к каждому пользователю напрямую. С точки зрения ценообразования социальные сети могут остановиться на оплате за реальную эффективность — долю от совершаемых покупок, заполненных купонов на скидку и тому подобные BTL-акции. Не обрушая своими прайс-листами цены и опровергая все нападки за неэффективность рекламы. Стены власти Наконец, вернемся к начальной теме этой заметки. А именно высказыванию президента Дмитрия Медведева об «особом акценте на невозможность регулирования интернета». Тут надо вспомнить, что еще в начале апреля Дмитрий Медведев, как написала Lenta.ru, заявил, что государство должно следить за иностранными инвестициями в крупные интернет-компании, так как зарубежные вложения затрагивают вопросы национальной безопасности. Все помнят неудачную попытку продать систему контекстной рекламы «Бегун» компании Google. Злые языки приписывали выгоду от срыва сделки «Яндексу» с его AdSense, однако от срыва сделки «Яндекс» как раз и пострадал сам. Дело в том, что при обсуждении условий сделки «Проф-Медиа» до конца держал власть в неведении относительно всех деталей соглашения по покупке «Бегуна» и, по сути, обманул государство. То государство потеряло доверие к интернет-компаниям, и, видимо, было принято решение плотнее контролировать крупнейшие интернет-компании. В кулуарах РИФ+КИБ активно обсуждалась озвученная Аркадием Воложем в интервью «Коммерсанту» тема о передаче «золотой акции» «Яндекса» государству. Хотя речь идёт о передаче всего одной акции с особыми правами на блокирование сделок купли-продажи активов (речь идёт о голландской компании, которой принадлежит «Яндекс», судя по обсуждениям на рынке, это может помешать «Яндексу» конкурировать на внешних рынках, поскольку придает компании статус полугосударственного бизнеса, что символически ставит гордившуюся своей независимостью, оригинальностью и творческим подходом компанию в один ряд с российским телевидением, которое уже отключили даже в Белоруссии. Само по себе сочетание попытки протащить контрольно-запретительный закон об интернете и введение контроля над крупнейшими площадками может поставить Россию в глазах мировой общественности на одну "ступеньку" с Китаем. Хотя Китаем Россия явно не является, нет сомнений, что конкуренты «Яндекса» на внешних рынках проинвестируют в негативный ПР и будут играть на этой теме для того, чтобы показать - «Яндекс» даёт пропагандистскую картинку, а если хотите правду, идите в Гугл. Даже внутри России это может серьёзно ослабить позиции поисковика, ведь среди пользователей сети толерантность к пропаганде значительно ниже. В этом случае о какой-либо мировой экспансии в интернете можно будет забыть. Возможно, мы сами загоняем себя в угол, сами создаем предпосылки, чтобы с нами жёстко обращались на внешних рынках. Российскому интернету срочно нужна антивирусная терапия, нужно усилие, чтобы снять это ощущение, нужно объяснить, как и что будет происходить дальше. Парадоксально, но факт: при всех разговорах о либеральном повороте, там, где дело касается Сети - единственного задела на пути строительства инновационной экономики и информационного общества - оставить сеть свободной, незарегулированной и неподцензурной... будет невероятно сложно придерживаться высоких стандартов невмешательства в бизнес, заданных предыдущей администрацией и обеспечившей феноменальный рост сектора. Пример «Яндекса» показывает, что деньги новым медиакомпаниям не нужны, им нужны мозги - так что стратегически спасти «Яндекс» и русский интернет-бизнес может только развитие системы образования, а не сокращение числа ВУЗов, о котором так некстати заговорил Фурсенко. И здесь нам лучше учиться у Финляндии, чем у Китая.